Протокол WebSocket, как и любые другие протоколы, имеет свои преимущества и свои недостатки. Именно из-за последних появляются новые версии протоколов, новые протоколы и новые подходы к реализации всего, что вокруг них, а конкретно - клиентских и серверных приложений.

Хороший сервер - это такой сервер, который учитывает особенности протокола. Хороший клиент - то же самое. Здесь под "сервер" и "клиент" подразумевается именно имплементация протокола в виде конкретного софта или библиотеки.

Изучив WebSocket с разных сторон, образовался следующий список проблем, которые в WebSocket есть, а в других популярных и используемых местах их не имеется, либо не несут важных или критичных проблем. Но давайте сперва изучим другую сторону WebSocket, ту, которая лежит в его основе: TCP-keepalive.

TCP KeepAlive

Что такое KeepAlive? Это способ оставлять TCP-соединение открытым долгое время.

Как это делается? Раз в определенный период происходит обмен специальными пакетами, которые озаглавлены в документации "keepalive probes". Выполняется это с помощью PSH- и RST-пакетов.

Как долго может жить KeepAlive соединение? Существует максимальный временной интервал между пакетами с данными, в течение которого соединение может продолжать жить. Если обмен данными происходит в этот период, то следующий период начинается сначала, т.е. KeepAlive-соединение периодически (пусть и редко), обменивающееся внутри себя данными, может жить довольно долго.

В ядре Linux вокруг этого есть три настройки:

root@net-stage:~# sysctl -a | grep tcp_keepalive_
net.ipv4.tcp_keepalive_intvl = 75
net.ipv4.tcp_keepalive_probes = 9
net.ipv4.tcp_keepalive_time = 7200

Здесь показаны их значения по умолчанию. net.ipv4.tcp_keepalive_time - это как раз максимальное время между пакетами с данными.

net.ipv4.tcp_keepalive_intvl - интервал обмена пакетами "keepalive probes" по умолчанию 75 секунд. "net.ipv4.tcp_keepalive_probes" - это количество возможных неотвеченных "keepalive probes" пакетов - по сути попыток возобновить соединение.

Как переводится соединение в режим KeepAlive? На языке C очень просто:

optval = 1;
optlen = sizeof(optval);
setsockopt(sock, SOL_SOCKET, SO_KEEPALIVE, &optval, optlen);

Так же можно использовать для своих сокетов свои величины intvl и probes:

int keepcnt = 5;
int keepintvl = 120;
setsockopt(sock, IPPROTO_TCP, TCP_KEEPCNT, &keepcnt, sizeof(int)); //эквивалентно tcp_keepalive_probes
setsockopt(sock, IPPROTO_TCP, TCP_KEEPINTVL, &keepintvl, sizeof(int)); //эквивалентно tcp_keepalive_intvl

В комментариях к этим опциям в документации отмечено: "This option should not be used in code intended to be portable." Эти опции требуется применять очень аккуратно: это настройки, которые ДОЛЖНЫ быть одинаковы и на клиенте, и на сервере.

Если величины, например, tcp_keepalive_intvl разойдутся, то клиент, работающий по умолчанию, и сервер, работающий в режиме tcp_keepalive_intvl=25, будут иметь разную информацию о соединении. В этом примере 75/25 - клиент может долго думать, что соединение еще открыто, когда сервер будет уже знать о том, что оно закрылось. Это будет приводить к отправке пакетов в уже закрытое на том конце соединение и потере пакетов.

Но, тем не менее, если вы контролируете и клиентский код, и серверный, то эти величины для вас доступны.

Например, величина 75 секунд может быть слишком велика в определенных ситуациях, например, когда данные требуется передавать быстро, и при их недоставке так же быстро требуется получить ответ об ошибке.

WebSocket

Websocket использует TCP-KeepAlive соединения. В конкретном применении это дает как плюсы, так и минусы. Плюсы очевидны:

  1. Постоянное соединение, которое можно просунуть в Web-браузер, от которого наступает счастье и на FrontEnd, и на BackEnd в Web-приложении или мобильном приложении, работающем с сервером.
  2. Кратковременное отсутвие связи вообще не обрывает такое соединение.
  3. Позволяет работать асинхронно, вместо привычной для web-а работы в режиме запрос-ответ.

Проблемы WebSocket в современном использовании менее очевидны:

Молчаливый отвал соединения. При отправке пакета в WebSocket вы не узнаете о том, доставлен он или нет, пока не пройдет 75 секунд таймаута. Сам протокол ничего не расскажет об этом, а величина по умолчанию 75 секунд велика для быстрого взаимодействия. Например, тот же чат, работающий поверх реальной сети, где клиенты могут "выпадать из сети", усложняется архитектурно: сервер должен внутри себя иметь очередь, он должен иметь unack-буфер и логику переотправки сообщений. Часто по WebSocket разработчики запускают "свои самодельные ping-и" с целью понять, жив он или нет.

Смена сети клиентом. В сетях мобильной связи часто бывает так, что ваш внешний IP, NAT и вообще сеть, в которой присутствует мобильное устройство, меняются. Это даже не зависит от оператора: вы пришли домой, подключился Wi-Fi и весь websocket рухнул очень забавным образом:

  1. Сервер ничего не знает о вашей смене адреса, если клиент не закрыл соединение при переподключении к другой сети.
  2. Сервер продолжает отправлять ваши приватные данные на старый IP, а вас там уже нет. Там уже кто-то другой их получает и это утечка (только не говорите мне, что SSL решает эту проблему, к сожалению, он решает её на уровне криптографии, но не на уровне доступа. Иногда сам факт передачи Вам какой-либо информации от известного получателя, без деталей, являтеся ценным и это не редкость, а ежедневный кейс при борьбе с утечками информации)

Хотите пример такой утечки? Легко:

  1. Боб говорит Алисе что не пользуется услугами ТТТ-Банка и не может перевести ей денег.
  2. Боб покинул 4G сеть и ушел в Wi-Fi.
  3. Алиса знала, что на этом IP минуту назад был Боб.
  4. Сейчас IP Боба достался Алисе. (это не маловероятная ситуация, а вполне подстраиваемая, если сделать для этого некоторые усилия)
  5. Алиса получает пакет от сервера его банка "ТТТ-банк". Алиса знает, что IP отправителя принадлежит TTT-Банку (через whois, путем запросов на 443/80 порт и визуальное наблюдение API и т.п.). Теперь Алиса знает, что Боб пользуется мобильным приложением ТТТ-Банка и, скорее всего, у него есть карта.
  6. Итог:
    1. Боб пойман на вранье, чего Боб никак не хотел.
    2. Личная информация о том, каким банком пользуется Боб, известна Алисе, отчасти это уже может быть утечкой тайны (например, банковской)
    3. SSL не спас, что и ожидалось, т.к. ssl существует выше уровня IP, а IP отправителя (банка) известен Алисе.

Повышенная нагрузка на серверы. Клиент ничего не знает о своей смене внешнего IP и сует данные в отпавшее соединение - сервер получает пакеты старого соединения уже с нового IP и отбрасывает их. Если у вас популярное мобильное приложение и, как результат, нагруженный сервер, то маленький чих в сети оператора мобильной связи устроит DDoS атаку на ваш сервер и вам прилетят старые пакеты, реконнекты, данные, вместо того, чтобы просто передать данные 1 раз. Т.е. вам требуется иметь многократный запас пропускной способности на серверах.

Способы решения проблем WebSocket

На данный момент решения для отработки обрыва соединения костыльно-ориентированные:

  • Решать на L7 задачи L4 - гонять "свои пинги" по websocket-у
  • Тюнить сеть и на клиентах, и на серверах путем установки tcp_keepalive_intvl в коде или настройках сервера:
    • Очень чреватый путь, особенно в настройках сервера, т.к. затронет работу всех приложений.
    • Недоступен для мобильных клиентов на Android (если я не прав и на Android есть способ установить setsockopt - поправьте меня, плиз, в комментариях в FB или VK).
    • Требует грамотных админов, разработчиков, разбирающихся в сети, и усложняет продукт на ровном месте.
  • Использовать готовые решения, которые уже гоняют "свои пинги" по L7 и т.п.

Универсальных способов решения проблем утечки информации об отправляемых пакетах при смене мобильным клиентом сети до сих пор нет.